вторник, 27 декабря 2011 г.

Мысли. Блез Паскаль

Будучи гениальным математиком и физиком, Блез Паскаль (1623–1662) знакомится с идеями Отто Янсена - знаменитого голландского эпископа, который основал католическое богословское учение - "янсенизм". Стремление к величию, знанию и удовольствию критиковалось Янсеном. У Паскаля не было проблем со стремлением к величию и к удовольствиям, однако насчёт тяги к знаниям был полный завал. Пытливый ум учёного смотрел прямо в суть вещей, а это было согласно "янсенизму" грехом.

В ночь 23-24 ноября 1654 года на Блеза Паскаля снизошло мистическое озарение, которое он сразу же записал на пергамент и зашил в подкладку своей одежды. Этот текст называют "Мемориалом" или "Амулетом Паскаля". С этой записью он не расставался уже до самой смерти.

"Год 1654. Понедельник, 23 ноября, день святого Климента, папы и мученика. Накануне Дня Св. Хрисогона мученика. С 10.30 вечера до 12.30 ночи. Огонь. Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и ученых. Веруй, веруй, почувствуй Радость и Мир. Бога Иисуса Христа Мой Бог и твой. Deum meum et Deum vestrum — забудьте обо всем в мире, кроме Бога. Лишь Евангелие приведёт к Нему. Величие человеческой души. Праведный Отче, мир не знает Тебя, но я знаю. Слёзы радости. Я не с ними. Dereliquerunt me fontem aquae vivae. Боже, Боже мой, почему ты меня оставил?. Позволь мне быть с Тобою на веки. Ибо Он жизнь вечная, истинный Бог наш, Иисус Христос. Иисус Христос. Иисус Христос. Я бежал и отверг Его, распятого. Могу ли я жить без Тебя?. Он открывается через Евангелие. Отвергаю себя. Отдаюсь в руки Христовы. Вечная Радость за малое испытание на Земле. Non obliviscar sermones tuos. Аmen!"

 После такого жить по-прежнему было никак нельзя. Тридцати лет от роду Паскаль порывает со светским обществом, прекращает научную деятельность и уединяется в  монастыре Порт-Ройаль, где ведёт духовную жизнь и пишет знаменитейшие "Мысли о религии и других предметах". В последствии просто "Мысли". Сохранилось около тысячи отрывков различных по жанру, объёму и завершённости. Приблизительно такого содержания:

Реки - это дороги, которые и сами движуться, и нас несут туда, куда мы держим путь...

во мне, а не в писаниях Монтеня содержится всё, что я в них вычитываю...

мы поймём смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения...

человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий...

ну и т.д.

Однако, от математических склонностей, давнишнего порока,  Паскаль так и не избавился. Зато математика помогла ему в размышлениях на тему "Есть ли Бог". Бывший учёный подошёл к вопросу логично, основательно, последовательно. Как в доказательстве теоремы. Вкратце ход мысли таков: мы знаем, что бесконечность существует, но не знаем какова её природа, мир рукотворен или он возник сам по себе - не известно; есть ли жизнь после смерти - тоже не понятно, точно так же как не ясно: какое число в конце бесконечности - чёт или нечет. А теперь разберёмся с Богом - существом бесконечно не постижимым нашими ограниченными органами чувств, и существование которого можно предположить. Нельзя сказать наверняка, что он есть, как нельзя сказать, что его нет. Самое правильное вообще не думать об этом. Другое дело, не играть нельзя. Хотим мы этого или нет, но мы уже втянуты в эту историю. На что поставить? Варианта ровно два: поверить в то, что Бог либо есть, либо его нет. И стало быть жить в соответствии с выбранным вариантом. И вот тут-то как раз Паскаль и доказывает, что поставив на Бога и выигрывая мы обретаем всё, проигрывая мы не теряем ничего! Пари Паскаля.

"Сила разума в том, что он признаёт существование множества явлений, ему не постижимых; он слаб, если не способен этого понять. Ему часто непостижимы явления самые естественные, что уж говорить о сверхестественных!"



"Мысли" Паскаля читать здесь

Читал чудного Паскаля… человека великого ума и великого сердца… не мог не умилиться до слез, читая его и сознавая свое полное единение с этим умершим сотни лет тому назад человеком.
Лев Толстой