суббота, 10 марта 2012 г.

Огни Вавилона

Чтож, хватит критики и ругани, теперь мне хочется говорить только о хороших вещах. В самом центре Вавилона, города Машины, Матрицы растёт дерево. Оно огромно. Оно одно из чудес света, существованию которого можно удивляться. Оно достойно восхищения. Ведь оно проросло прямо посреди бетонных сооружений,  взломало асфальт, выросло и живёт на радость людям. Жить, быть свободным и радоваться солнцу - это такое простое и такое трудное дело, что не каждому и под силу. Но, люди, вот прекрасный пример: приходите, смотрите, учитесь...


Я не открою большой тайны, если скажу, что лучшая музыка на всём русскоговорящем пространстве была и остаётся конечно же в Питере-Ленинграде. А в Ленинграде-Питере лучшими были и есть - это группа "Аквариум" и Борис Гребенщиков, бессменный её лидер. "Аквариум" - ярчайший, если не сказать главный представитель так называемого "русского рока", зародившегося в Советском Союзе в 70-80 - х годах прошлого века. Это было не простое время в плане свободы вообще и в музыке в частности. В стране существовало 2-3 телеканала с постоянными репортажами со съездов коммунистической партии, новостями с полей, "Спокойной ночи малыши", программой "Время", концертами в честь дня милиции: Иосиф Кобзон, Л. Лещенко и С. Ротару, а самые продвинутые-молодые-хулиганистые исполнители были Алла Пугачёва и Валерий Леонтьев. И было бы несправедливо кого-то обвинять - все они прекрасные люди своего времени. Так вот, учитывая обстоятельства, какого же было удивление нормальных советских людей, когда на рок фестивале в Тбилиси в 1980 году (кстати первое более менее значимое подобное мероприятие в СССР) участники группы "Аквариум" совершили ТАКОЕ... На самом деле ничего такого, чтобы мы сегодня не видели, а в то время сверстники за пределами СССР вытворяли на сцене вещи и похлеще (это время Секс Пистолс, Клэш, Джой Дивижн). Борис Гребенщиков во время исполнения разлёгся на сцене, выставив гитару между ног, на него поставил виолончель Сева Гаккель, а Александров изобразил автоматную очередь в сторону зала. Но советский строй разозлился не на шутку: что это они себе позволяют? Последствия не заставили себя ждать. Ну во-первых, группу "Аквариум" жюри на фестивале проигнорировало, Гребенщикова выпилили из комсомола, а за одно и с престижной работы. Что ему оставалось делать??? Конечно же пойти работать рок звездой!

Сегодня я слушаю последний альбом группы "Аквариум", который называется "Архангельск" и понимаю, что Борис Гребенщиков в отличной форме. Он не продался, не спился, и не оскудел. И за это ему низкий поклон и большое человеческое спасибо. Ведь всякому ясно, что Б.г наградил Гребенщикова талантищем, который он не зарыл, не потерял, а  сумел приумножить. Да, пришлось потрудиться для этого. Всех талантливых людей подстерегают наркотики и алкоголь, акулы шоубизнеса, болезни и шальные пули, стоит только на миг отвлечся от своего пути.  Он остаётся самим собой и подаёт всем вокруг отличный пример: Вавилон никогда не будет властен над тобой, пока ты сам этого не захочешь; есть шанс быть живым и свободным при любом общественном строе, при любых обстоятельствах.

Приятно, что в настоящем составе "Аквариума" остался (вернулся) Александр Титов - фантастический бас-гитарист. В 80-х годах он был единственный в Ленинграде, а может быть и во всей стране, кто играл (и очень сильно) на безладовой бас-гитаре. У неё звук певучий, бархатный. Я немного отвлекусь от темы и спою гимн бас-гитаре! Бас-гитара не заметный в группе инструмент. Кого мы слышим прежде всего? Вокал, соло-гитару, клавиши, скрипку, всякие там дудки, конечно же барабаны и, чтобы быть бас-гитаристом нужно совершенно спокойно отнестись к тому, что вся слава достанется точно не ему. Низкие частоты мы улавливаем с трудом, а на большинстве звуковых проигрывателях их не слышно совсем. Тем не менее бас исключительно важен и он основа всей музыки в группе - это и ритм и мелодия. Так что, если вы вдруг почувствуете непреодолимое желание пуститься в пляс при прослушивании музыки - знайте: это заслуга бас-гитары и её ассистента!

Однозначно, чтобы познакомиться с классическим "Аквариумом" 80-х годов, нужно посмотреть передачу "Музыкальный ринг" 1986 года. Это первое их выступление на советском телевидении. Ведущая Т. Максимова с гордостью похвасталась, что группа выступает живьём, что на советском телевидении было большой редкостью. И это было действительно значимое событие. Стихи Гребенщикова вызывали недоумение у большинства советских людей. Некоторые даже переписывали их себе на листок бумаги, читали, перечитывали и всё равно ничегошеньки не понимали. Почему бы вам не писать песни, чтоб нам было понятно??? На это действительно забавно смотреть сегодня. Так в советском племени принимали новое, живое - они пробовали это на вкус, трогали руками и сразу же отбегали. Кто этот человек с гитарой, такой независимый, так смело распевающий о совершенно нам не понятных вещах? Это либо надувательство, либо все мы живём в иллюзиях, а этот человек реален. Разрыв шаблонов как говорится, налицо.

...И вот он поёт, но это не нужно им
А что им нужно - не знает никто
Но вот окно, в котором прекрасен мир
И кто здесь мир, и кто здесь окно... 



Запись выступления "Аквариума" на тбилисском фестивале к большому сожалению была удалена, или её не было вовсе, но воспоминания об этом событии А. Липницкого смотрим:


Скачать альбом "Архангельск" здесь
Офсайт "Аквариума" тут

Священная корова БГ на работе:

P.S. В Африке есть племя совершенно диких людей, единственным занятием которых является спасение мира! Для этого они с утра до вечера исполняют ритуальные танцы, песнопения. Трудно поверить, но это действительно работает, потому что наша планетка продолжает вертеться, а не проваливается вместо этого в тартарары.