среда, 9 мая 2012 г.

Георгиевский монастырь

Георгиевский монастырь на Фиоленте  - одно из красивейших мест Крыма. Многие известные люди это признавали.


Айвазовский "Лунная дорожка" 1886

Айвазовский "Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент" 1846

В. Верещагин "Георгиевский монастырь"

В. Верещагин "Мыс Фиолент вблизи Севастополя" 1897

Айвазовский "Георгиевский монастырь в лунном свете" 1899

Сергей Малютин "Берег моря. Крым" 1892

Иван Ендогуров "Георгиевский монастырь. Фиолент"

Карло Боссоли 1840-1842

Монастырь. Наши дни.


Существует красивая легенда. Давным-давно во время ужасного шторма в этих местах терпели бедствие греки.
По счастливой случайности волной их забросило на скалу, на которой им явился Святой Георгий (есть вариант, когда Святой Георгий появился на скале и море враз утихло)


во всей красе и говорит: "Ну вот, потому что вы так чудесно спаслись, постройте в мою честь храм. Очень вас об этом прошу".

Так появился Георгиевский монастырь. Это было в 891 году 

На территории монастыря есть местная достопримечательность - родник, вернее фонтан. В Крыму фонтанами называют любой мало мальски оформленный источник воды. Хорошей питьевой воды в Крыму не так много, как хотелось бы, поэтому расположение монастыря удачно совпало с расположением водного источника, который веками не иссякает. Его можно пить, а можно и не пить. Ему всё равно - он будет течь.  Вода течёт летом на радость многочисленным отдыхающим, вода течёт зимой, когда замерзает даже море в бухтах.

На днях мы пошли к роднику с Даней - моим племянником пяти лет. На площадке перед родником стоял монах в окружении каких-то мешков и видимо кого-то ждал. В этих местах монахи не редкость. Для удобства набирания воды на дне бетонных чаш обычно лежат морские камни, чтобы не держать в руках тяжёлую наполняющуюся бутыль, а ставить на них и подставлять под струю. Но в этот раз камней не было, а Дане хотелось во что бы то ни стало наполнить банку самому. Тогда я, не долго думая, взял морской камень, который лежал на бетонном бордюрчике и бросил на дно чаши так, чтобы на него можно было поставить банку. И вдруг монах заговорил. Оказывается, этот камень был принесён из святых мест и поэтому он убедительно нас просит, чтобы мы положили его на прежнее место после того, как наполним свои ёмкости. Без проблем! Мы затарились 10ю литрами воды, затем я положил камень, как мне показалось, на прежнее место, но не тут-то было. Его нужно повернуть! Я покрутил его во все стороны - не то. ПЕРЕвернуть! Точно, ага!   А затем придвинуть к стенке в аккурат под иконой Святого Георгия. Извольте, с большим удовольствием! В святых местах любят ритуалы.

Кстати, летом в плавках у родника лучше не появляться - монахи обязательно сделают замечание. А с наполняемых ёмкостей лучше содрать этикетки - это также их маленький каприз.

Ну и конечно можно смотреть на воду вытекающую из трубы и медитировать.  Всё, что нам нужно для жизни даётся как эта вода. Просто приходи и бери сколько надо. Утолил жажду и иди себе занимайся своими делами.  Как бы было прекрасно, если бы таких ручьёв было много. Представьте: конфетный ручей, сырный ручей, хлебный ручей и т.д. и т.п. Ведь всё на свете так и было задуманно, если разобраться. 

Старый добрый мультик на эту тему:

P.S. В сентябре 1820 года в монастыре проездом побывал А. С. Пушкин. Ему шёл 21 год и он уже успел написать поэму "Руслан и Людмила". За эпиграммы на Аракчеева, архимандрита Фотия и даже царя Александра I Пушкина отправляют на курорт в ссылку в Молдавию. По пути, чтобы поправить здоровье, а заодно как следует потусить Пушкин с семьёй Раевских путешествуют по Кавказу, а затем и по Крыму всё лето 1820 года. В Крыму же поэт задумал поэму "Бахчисарайский фонтан" и роман в стихах "Евгений Онегин". Как метко замечено в википедии, Александр Сергеевич Пушкин  это наше всё "имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка". Так то.
Айвазовский "Пушкин на берегу чёрного моря" 1887

P.P.S. А вот что писал о Георгиевском монастыре И. А. Муравьёв-Апостол, отец тех самых декабристов: "... я пустился мимо неизвестных теперь развалин древнейшего Херсона, вдоль юго-восточного, постепенно возвышающегося берега, до мыса Феолента, за коим представляется позлащенный крест, водруженный на самом краю утеса. Надобно близко подъехать, дабы выйти из обмана и увериться, что это крест церковной главы Георгиевского монастыря, стоящего на уступе горы, к коему ведет спуск крутой и опасный на лошадях. Небольшой домик, к стене прислоненный, жилище архиепископа <...>, за ним немногие кельи, над коими видны опустевшие, осыпающиеся пещеры, в коих прежние отшельники обитали; наконец, небольшая чистенькая, недавно построенная церковь – вот все то, что составляет обитель Георгиевскую. Сойди несколько ступеней крыльца церковного – и ты на террасе, как балкон висящей над ужасною пропастью... Не доверяй полусгнившим деревянным перилам! И когда ты насладишься произвольным трепетом, наслушаешься рева волн под ногами твоими, наглядишься на страшную скалу, как уголь черную, вокруг коей ярится море и покрывает его пеною, тогда обрати насыщенные ужасом взоры на картину спокойствия и тишины; посмотри на эти тополи, смоковни, коих вершины никогда не колебались от северного ветра; взгляни на этот источник, как кристалл чистый и прозрачный, вытекающий из щели каменной горы, – и вспомни Лукрециева мудреца, коего наслаждения возвышаются ощущением внутреннего спокойствия при созерцании вне бурь и треволнений. Если ты, друг мой, услышишь когда-нибудь, что я сделался отшельником, то ищи меня в Георгиевском монастыре: здесь Медведица не видна и о севере слуха нет". 

В 1820 же году вышла его книга "Путешествие по Тавриде", которую надо будет обязательно прочесть.

P.P.P.S. А вот инфа поценнее: карта родников Крыма с описанием, явками, паролями, фотками, все дела. Если намечается какой поход, то предварительно разузнать расположение родников по маршруту - первое дело.