суббота, 30 августа 2014 г.

Война и мир

Если хочешь мира - готовься к войне.


Все мы хотим мира. Война это плохо, но тем не менее берёмся за оружие за мир во всём мире. И война продолжается. Сегодня мотивы для войны прячут за красивыми благородными словами: за демократию, за свободу, против терроризма и т. д. Но всегда были жадность, зависть, ревность, гнев, ненависть, страх - истинные двигатели любой войны. Вот совсем недавно война была обычным делом. Воевать любили и воевать умели. Какой-нибудь король собирался с силами и шёл с войной к соседям, грабил их, присоединял соседские земли и воцарялся на некоторое время мир, пока другие соседи с войной не нагрянут к нему. Что ещё было королям делать? А об их подданых и говорить нечего. Вычитались из жизни десятки тысяч человек за раз.


Король Швеции Карл XII только-только вступил на престол. Он был юн (ему было 18 лет) и не опытен. Все соседи Швеции сразу же стали вынашивать планы: как бы оттяпать у этого простака шведской землицы. Когда король узнал об этом, он ничуть не растерялся. "Мы нападём первыми на всякого, кто объявит нам войну", - сказал он. У него слова никогда не расходились с делом, поэтому одел он походные сапоги и напал сразу на всех соседей. И что характерно, весьма успешно. Всюду ему сопутствовала удача. Его не останавливало даже превосходство противника числом в несколько раз - он атаковал и всегда побеждал. Абсолютно был "без башни". Впрочем, везение однажды закончилось. А именно тогда, когда Карл нарвался на другого "безбашенного" - русского царя Петра I. Дело было под Полтавой.



"Карл XII обладал смелой и благородной осанкой, у него был прекрасный лоб, большие синие, исполненные кротости, глаза, красивый нос; но нижняя часть лица была неприятна, часто обезображивалась постоянной улыбкой, проявлявшейся только на губах, у него почти совсем не было бороды. Он говорил очень мало и часто отвечал одним смехом, что вошло у него в привычку. За столом его царило глубокое молчание. При непреклонности своего характера он сохранил робость, которую называют ложным стыдом. В разговоре он мог смешаться, так как предавшись всецело трудам и войне, он никогда не бывал в обществе". Вольтер. Карл ХII.

Но всё же хочется сегодня поговорить об искусстве. О роли искусства в нашем обществе. Понятно, что кроме эстетической радости (красивая картинка на кухне) искусство несёт в себе и просветительскую функцию. Просвещает, так сказать, наши тёмные души. Мы уже не все поголовно звери, как, скажем, в давние времена, когда считалось нормальным уничтожить побеждённую армию, а захваченный город стереть с лица земли. Инженеры проектируют комфортабельные танки. Это уже не куски железа как во Вторую мировую. Может быть даже инженеры не предполагают, что танкисты будут в этих танках сгорать заживо. Может они предполагают, что танкисты будут мчатся по автобану в соседний городок на дискотеку на танке и им должно быть удобно - мягкие кресла, кондиционер, бортовой компьютер - все дела... 

Так вот, я за жизнеутверждающее искусство! Рассмотрим примеры.

Великий русский художник В.В. Верещагин любил рисовать войну. На самом деле он был  против войны, но у него была такая идея - показывать людям (с фотографической точностью, во всю силу таланта) все ужасы войны, чтобы люди знали правду о войне.  И чтобы воевать людям никогда не хотелось после просмотра таких картин.


Дабы претворить этот план в жизнь, Верещагин не пропускал ни одного военного конфликта. Как только в газетах пахло жареным, художник собирал чемоданы и отправлялся на войну. Затем он залезал в самый адъ, садился на табуреточке и начинал неистово рисовать. В. Верещагин был сыном своего времени и, надо отдать ему должное,  не был трусом. Он происходил из старинного дворянского рода и что такое честь, гражданский долг он прекрасно знал. Естественно своим творчеством он исповедовал те принципы, которые ему казались важными и нужными в жизни.

Во время Русско -Турецкой войны Верещагин настоял на том, чтобы в ней участвовали и его два брата. Его младший брат Александр будучи раненым хотел "закосить" и уехать в Россию. Тогда Василий написал брату следущее: "Я никак не советую тебе проситься на какое-либо место в Петербурге, потому что ты ещё не калека. Уходить с театра войны офицеру, легко раненому не следует... Я советовал бы тебе не говорить того, что ты не пойдёшь больше под пули! Смотри же не малодушничай, помни, что время для России тяжёлое и не переходи добровольно из первого ряда в раёк..."

Другой его брат Сергей погиб под Плевной. Крепость не сдавалась около 2 месяцев и всё это время трупы лежали под открытым небом. Бродя среди тысяч мёртвых тел Верещагин искал своего брата, но так и не нашёл. "Слёзы и рыдания по его рассказу душили его. Тогда ему захотелось набросать на месте общую картину побоища; но он не мог: "Возьмёшься писать, разрыдаешься и бросишь. За слезами ничего не видишь; так и не сделал ничего".

Погиб художник Верещагин на боевом посту с кистью в руке.  Так же круто, как таможенник (тоже кстати, Верещагин) в фильме "Белое солнце пустыни". "Верещагин, уходи с баркаса - взорвёшься!" Во время Русско-Японской войны огромный броненосец "Петропавловск", на котором работал художник, подорвался на мине и сразу затонул со всем экипажем.

Апофеоз войны

Гоп-стоп, мы подошли из-за угла

После удачи

Тигр людоед

Дорога военнопленных

Скобелев под Шипкой

А вот другой пример.

Анри Матисс  пережил две ужасные войны (I, II мировые) и тем не менее не потерял способность создавать искусство, дарящее людям радость. Натюрморты и цветы - это то, что художник любил рисовать больше всего. Глядя на его работы, я бы сказал, что это дело рук ребёнка - ученика художественной школы, если бы не знал, что Матисс - великий  мастер.


"Мне всегда хотелось, - говорил Матисс, - чтобы мои произведения выглядели по-весеннему легко и радостно, ведь весна никогда не позволяет догадываться о том труде, которого стоило её появление".

В искусстве Матисса цвет играл по сравнению с другими средствами выражения наибольшую роль, и хотя он говорил, что "нельзя отделять рисунок от цвета, тем более, что цвет никогда не применяется случайно", проблема цвета для него была основной проблемой. Именно "цвету свойственно выражать свет не как физическое явление, а как единственно существующий в действительности свет - свет мозга художника".

"Цвета надо уравновесить так, чтобы один цвет не погашал другой. Цвета должны не уничтожать, а поддерживать друг друга". 

"Простые цвета, - утверждает Матисс, - могут действовать на чувства тем сильнее, чем они проще. Так, например, синий цвет, усиленный соседством своего дополнительного цвета, действует на чувство так же, как энергичный удар в гонг".

"О чём я мечтаю - это об искусстве уравновешенном, чистом спокойном...которое явилось бы для всякого человека умственного труда, для делового человека, так же как для писателя, облегчением, отдыхом от мозговой деятельности..."

"Голубая ваза с цветами на синей скатерти" 1913

"Раковина на чёрном мраморе" 1940

"Вид из окна. Танжер"

Танец

"Мастерская художника" 1911

"Красные рыбки" 1911

"Испанка с бубном" 1909

"Букет цветов в белой вазе"1909

"Булонский лес" 1902

Война всегда была, есть и будет. Как сказал один генерал: "Война будет всегда, пока в жилах у людей течёт кровь, а не вода". Вот вернулся муж из командировки, в постели жена с любовником - у него кровь взыграла, состояние аффекта, - "Умри, неверная!" - бах, бах - два трупа. Все прекрасно понимают такие вещи и поэтому не осуждают. Или вот ещё:  толпа головорезов, лица перекошены от злобы, с ножами ополчились против твоих детей. Ну что-то их перемкнуло. Ты берёшь в руку пулемёт в стиле Рембо и косишь мерзавцев рядами и колоннами. И снова публика в восторге и рукоплещет. Или грабитель забрался в дом и хочет унести всё, что ты кровью и потом копил всю жизнь - не доедал, не допивал, копил на чёрный день - а у тебя зарегистрированный винтарь и все справочки в порядке... Поводов, чтобы развязать военные действия, как мы видим, полно.


Рай и ад - это не наказание и не награда. Мы сами выбираем. Уже сейчас. Войны существуют, потому что людям в кайф убивать, нюхать смрад трупов. Их счастье - власть, ложь, интриги,  взаимная ненависть. Им не понятен рай, они не хотят в рай. Да, есть войны, насилие. Но нам выбирать: мир или война.

Эдвард Мунк "Крик"

Комментариев нет: