четверг, 4 ноября 2021 г.

Гуляю по Чатыр-Дагу

 Вот был на Чатыр-даге. Это место моего детства. В детстве я здесь часто бывал. Мой отец возил меня сюда и мы катались на лыжах. И мне это нравилось, кататься на горных лыжах. Это довольно весело. Так что я иногда заезжаю сюда пройтись туда сюда, как когда-то. С Ангарского перевала я резво направился прямо наверх. Я часто здесь бывал, так что хорошо знаю дорогу. За час я вышел на плато из леса после жесткого подьёма. Этот час придётся попотеть. Затем по живописному плато продолжается подьём. До вершины Ангар-Бурун. У горы Чатыр-даг две вершины Ангар Бурун и Эклизи Бурун. Эклизи самая высокая точка Чатыр-дага - 1527 метров над уровнем моря. Чатырдаг вторая по высоте гора в Крыму. Первое место занимает гора Роман Кош, которая выше на целых 14 метров, и высота которой составляет 1541 метр. Вокруг замечательные виды на Алушту, на соседнюю гору Демерджи, нижнее плато. У горы есть нижнее и верхнее плато. Нижнее тоже интересное место своими пещерами, самая известная - Мраморная пещера. В общем, кайфуем, поём песни Визбора, Высоцкого. Весь мир на ладони, ты счастлив и нем и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина ещё впереди. Да, Чатыр-Даг такая себе гора, по сравнению с Кавказом, с Памиром - она небольшая, местная крымская такая гора. На какую ещё гору ты зайдёшь за полтора часа и всю её обойдёшь ещё за два часа. Это гора для прогулок.  И тем не менее.












От Ангар Бурун через всё верхнее плато к Еклизи Бурун. Пейзаж почти лунный. Кругом степь и нагромождения камней. Встречаются туристы. Здесь всегда тусят любители природы, ЗОЖ, туризма и т.д. Уже на спуске повстречались мотоциклисты на своих эндурах. А здесь как раз самое крутое место перед верхним плато. Всего метров 200, но сыпучая крутая тропа. Двое заехали, а третий, самый слабый из них - упал и порвал цепь. Жесть вообще. Издалека я слышал его вопли отчаяния. С ним были его друзья и они наверняка ему помогли. 

А вообще, я думал ещё вот о чём. Названия в Крыму. Крым-то, конечно, наш. Но стоит зайти в лес, и обратить внимание на то, как здесь называются практически все горы, реки, водопады, и сразу понимаешь: это что-то особенное, непривычное. Это тюрский язык, татарский, греческий. Вот русское название я понимаю: Останкино, Марьино, Домодедово, Тушино, Святошино, Пулково, Завидово, Новгород, Омск, Мытищи, Невинномыск и т.д. Но в Крыму названия совершенно другие. Алушта например, происходит от греческого Алусида, что означает цепь. В средние века здесь была крепость Алустон, Алуста. Гаспра, Мисхор, Форос, Аю-Даг, Чатыр-Даг, Судак, Ялта, Димерджи, Джанкой, Бахчисарай... Сюрдюрлю-Кобаса - моё любимое название, на крымско татарском означает: потухшая пещера, водопад Джур-Джур, водопад Учан-Су, пещерные города Мангуп, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Бакла, Инкерман, реки Салгир, Альма, Бельбек, озеро Караголь и т.д. Здесь до русских и до русского языка была богатая история и вся она отразилась в названиях, которые живы до сих пор, достаточно взглянуть на карту Крыма. Так вот, Чатыр-Даг с крымско-татарского переводится как Шатёр-Гора, а раньше она называлась Трапезунд с древнегреческого Столовая гора. Ангар -Бурун с крымско-татарского языка переводится, как Мыс над ущельем. Ангара с тюрских языков - ущелье, каньон. Эклизи-Бурун переводится как церковный мыс. Эклизи с греческого церковь, а бурун с крымско-татарского - мыс. Ну это я всё для общего развития здесь об этом упомянул. Каждое из местных названий имеет какую-нибудь драматическую историю, о которой можно было бы рассказать. Но об этом в другой раз.







Комментариев нет: