воскресенье, 15 марта 2015 г.

Зверинец Пауля Клее. Ни дня без линии.

Под таким названием в Музее изобразительных искусств имени Пушкина проходила выставка картин художника Пауля Клее. Впервые в истории в Россию приехали на нас посмотреть и себя показать очень необычные создания. На нас посмотреть? Нет, я не оговорился. Картины Пауля Клее именно смотрят на нас "спокойно или возбуждённо, напряжённо или расслабленно, приветливо или угрожающе, печально или улыбаясь". Пауль Клее считается представителем европейского авангарда. Он был настолько в авангарде, что и по прошествии 100 лет его работы кажутся авангардными. 

Пауль Клее. 1879-1940 гг. Швейцария-Германия
"Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало"


Дело в том, что Пауль Клее разработал совершенно новую концепцию в живописи и в искусстве вообще. Начало 20 века было странное время. С одной стороны чудовищная мясорубка мировой войны, с другой стороны невероятный прорыв в науке, в искусстве. Братья Райт оседлали железяку с крыльями и с моторчиком и полетели по воздуху; на телегу установили двигатель внутреннего сгорания и она поехала без помощи лошади. Появилось важнейшее из искусств - кино! В это время великий Эйнштейн придумал свою Теорию относительности, Зигмунд Фрейд копался в психологии подсознательного, а Николя Тесла сидел посреди молний и изучал электричество. В России победила социалистическая Революция - свобода, равенство, братство. Простые труженики - рабочие и крестьяне в кои то веки наконец станут жить счастливо и безбедно в раю на земле под названием коммунизм. В живописи происходят не менее революционные перемены. Появились такие направления как экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм, футуризм и т.п. Предчувствие чего-то совершенно нового, праздника пьянило и срывало башни людишкам того странного времени. 





Так вот Пауль Клее как губка впитывал всё вокруг происходящее, затем обрабатывал информацию на своём клеевском компьютере и создавал свои творения. Будучи преподавателем в немецкой школе дизайнеров Баухаусе, Клее создал свою программу обучения, на основе которой появился его труд под названием "Педагогические эскизы". Например он рисовал студентам простой лист дерева и призывал обращать внимание на природную гармонию этого листа. Всё, что создаёт природа - гармонично. Призвание художника, творца не слепо копировать, а создавать, творить что-то новое по законам гармонии. Искусство должно развиваться по тем же законам, что и всё мироздание. Допустим есть объект или явление, которое по каким-то причинам художник хочет изучить, а затем рассказать о нём всем вокруг. В данном случае по этому объекту он пишет картину. Раньше считалось достаточным передать внешнюю сторону объекта. Скажем нарисовать красивую вазу, коня, портрет и т.д. Но задача художника - передать суть объекта, явления, его мысли по этому поводу. Он должен трансформировать кажущуюся реальность через призму своего опыта, знаний и выдать результат - творение, которое вырастает как какой-нибудь плод растения. Но Клее по-настоящему великий художник. Он пошёл дальше и стал создавать свою реальность из хаоса, из ничего. Поэтому глядя на его картины наши глаза не видят привычные образы. То, что нам показывает художник, мы никогда не видели и нигде больше не увидим.





Пауль Клее родился и вырос в семье музыкантов. Папа был преподавателем музыки, а мама - певицей. Так что уже в 7 лет юный Пауль играл на скрипке и всё шло к тому, чтобы мальчик вырос музыкантом. Однако жизнь распорядилась иначе и Клее почувствовал своё призвание в живописи. В 1900 году он поступил в Мюнхенскую академию художеств, но быстро разочаровался в системе преподавания и решил заняться самообразованием. В 1901 году он отправляется в Италию, где изучает классику. В Париже изучает собрания Лувра и Люксембургского музея. Клее восторгается Ван Гогом, Сезанном, Матиссом, Пикассо. В 1910 году проходит его первая выставка. В 1911 году Клее вступает в художественную группу "Синий всадник", В группу входит и Василий Кандинский, с которым у Клее завязываются длительные дружественные отношения. В 1921 году Клее, уже признанного и успешного художника приглашают преподавателем в Высшую школу строительства и художественного конструирования Германии Баухаус. В 1933 году к власти пришли нацисты с товарищем Гитлером во главе и Баухаус, как рассадник коммунизма прекратил своё существование, а творчество Пауля Клее в Германии было причислено к "Дегенеративному искусству". Адольф Гитлер сам был художником. И уж он то прекрасно знал что такое настоящее искусство!


Не видя ничего хорошего в своём будущем с нацистами Клее с семьёй уезжает в родную Швейцарию, где проживает и плодотворно работает до самой смерти в 1940 году.

За всю жизнь Клее написал более 9000 картин. Большая часть храниться в Центре Пауля Клее


Основные его работы можно посмотреть например тут


В 1937 году на открытии выставки "Дегенаративного искусства" товарищ Гитлер говорил так: "Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом, потому что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь  искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана... Я не желаю вмешиваться в спор, действительно ли указанные лица так чувствуют и видят, или нет, но я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру, или даже пытались возвести это в ранг "искусства"... Отныне мы будем вести беспощадную войну против последних у нас элементов культурного разложения".

В последние годы жизни Пауль Клее работал увлечённо и много. Если обратить внимание на работы его позднего периода, то можно подумать, что может быть Гитлер был и прав? Может быть художник деградировал по причине болезни или вообще, может быть у него в конец крыша поехала. Он и так не производил впечатления здравомыслящего, нормального человека.





Однако, рискну высказать мнение, что именно картины позднего периода говорят нам о подлинном мастерстве мастера. Деградация? А вот и нет - прогресс! Пауль Клее демонстрирует нам пределы гармонии в линии и цвете. А что гармонично, то и красиво, а значит заслуживает нашего внимания. Как бы то ни было творения, диковинные зверьки Клее живут и здравствуют до сих пор, путешествуют по миру, радуются жизни и радуют нас, простых смертных, за что им и их создателю огромное спасибо!

Ну и ещё такая мысль. Возможно начинающий художник скажет: "Да это же просто!" Потом возьмёт шариковую ручку, начертит треугольник, закрасит его чёрным и скажет, что это новое слово в искусстве. Дело в том, что за чёрным треугольником должна стоять серьёзная программа, которая должна убедить всех вокруг, что в искусстве на самом деле появилось что-то новое. В этой программе должны излагаться основные принципы, над которыми основатель очередного гиперпуперреализма большую часть жизни трудился, должно быть ночей не спал - думал, как бы ему сказать своё слово в живописи. Как вообще живопись, искусство на нас влияет, почему даже Гитлер, у которого были танки и самолёты всерьёз опасался таких безобидных на первый взгляд безумцев? Дело в том, что живопись - это мысль, и зачастую художники - это провидцы и визионеры, указывающие пути развития. А таким, как Гитлер мысль, развитие, прогресс не нужны и даже вредны. Они дорываются до власти и изо всех сил стараются оставить всё так, как есть. Но жизнь - это постоянное движение, рост; и это движение никому ещё не удавалось остановить. Как только мы останавливаемся, жизнь выкидывает нас, и идёт своим чередом. Только и всего.  

А вот друг Клее - Василий Кандинский! Интересно становится где-то с 1910 года.

Комментариев нет: