пятница, 27 марта 2015 г.

Мастер-класс

Кхе, кхе... Кажется пришло время поговорить о писательском деле. 

Писать нужно любить. Так же как и читать. Все писатели сначала были читателями. Но сначала надо любить жить. Чтобы что-то создать нужна энергия, т.е. сама жизнь. 


Кроме жгучего желания заявить о себе в писательском деле нужны талант, труд, сюжеты. Лучше всего писать о чём-то великом, о героях типа древнегреческих. Но, как показывает практика, писать можно о чём угодно, лишь бы тема была писателю близка. Когда тема близка, писатель пишет убедительно и правдиво. А это важно в общении с читателем. Впрочем, чтобы было интересней, писатель может и с три короба наврать, но не в главном. Пусть это будет 99% вранья, но 1% -  должна быть святая правда! И чтобы это было очевидно для читателя - расставить где надо акценты.

Откуда берутся сюжеты. Из жизни, откуда же ещё. Нет смысла описывать подробно всю свою жизнь. Вообще, знакомство с мировой литературой должно настроить на правильный выбор сюжетов для своей писательской деятельности. Иногда это просто фраза, иногда какой-то оттенок в отношениях, нужно на всё обращать внимание. Как ведут себя люди при общении, радость, горе, гнев - как устроена жизнь, короче. Так вот, сюжет обычно раздувается из сущщего пустяка. В любом произведении должна быть ключевая фраза. Писатель пишет сотни страниц текста - подводит к ней, или эти сотни страниц вытекают из неё. Кроме этой фразы, которая суть - сюжет, важно придумать первое предложение. А дальше надо прикинуть как  будут развиваться события, расставить вехи, ориентиры и, как говорится - с Богом!

Как появляются шедевры на свет. Прежде всего это ежедневная работа. Эрнест Хемингуей советовал писать по несколько страниц в день. Через не могу, через не хочу. Я конечно, далеко не Хемингуей, но попробую описать, как это происходит у меня. Может быть другим писателям будет интересно. Сюжеты время от времени появляются и откладываются в моей голове. Так, говорю я себе, это интересно, из этого может что-то получится. Эта идея долго сидит в голове, всячески обдумывается. Одновременно с этой идеей могут сидеть ещё штук 5-10 в ближайшей перспективе и около 20 когда-нибудь потом. Далее возникает вопрос, что же написать прямо сейчас. Обычно у меня это происходит как любовь, которая нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь. Как пел Пётр Мамонов: "Проснулся я утром, часа в три..." Я вообще убеждён, что человеческий моск ночью нифига не отдыхает. Он обрабатывает накопленную ранее информацию. Так что, когда приходит время какому - нибудь рассказику родиться, я просыпаюсь ночью (конечно, не специально по будильнику), ворочаюсь с боку на бок - слова собираются в предложения, а предложения сбиваются в  будущий рассказ. В это время мне становится  предельно ясно, как я его буду писать. Далее под утро я засыпаю с тем, чтобы проснувшись, бодро броситься к ноутбуку. У всех по разному, но мне лучше всего писать утром. До упора, пока не надоест. Лично для меня желательно рассказ начать и закончить в один присест. Короткий рассказ для меня самая приемлемая форма. Обычно я справляюсь до обеда. Пока это черновой вариант. Рассказ нужно ещё долго читать и перечитывать, убирать ненужное, исправлять неправильные обороты речи, стремиться к тому, чтобы чтение "лилось"... Даже не знаю как объяснить. Опять же, изучение классиков должно помочь в понимании - как текст должен звучать. Короче, надо довести текст до ума, добиваться гармонии - во! Так скульптор отсекает всё ненужное, чтобы получилась Венера Милосская, например.


Что делать писателю в не рабочее время. Секс енд драгс енд рокнролл! Ну а в остальное время надо просто жить, любить, общаться. Читать, смотреть, гулять, и всё такое прочее. Писатель ведь ничем не отличается от всех остальных людей. Есть такой прикол - писать. Вот и всё.

Иногда писатели бывают не как все...

И наконец, как мне однажды сказал Лёха Батарейкин (царство ему небесное), главное не делать говна! Ответственность же. Кого-то не туда послал, общественность к чему-то нехорошему призвал (а давайте все разбежимся и убьёмся головой ап стену), чьи-то святыни поругал, уповая на свободу слова - завтра к тебе придут плохие пацаны. Но ты ведь не хочешь этого, правда? Вообще у писателя должна быть развита творческая интуиция, которой он и должен доверять. Что такое хорошо, а что такое плохо для писателя должны быть более менее общечеловеческими.

Как то так.

Комментариев нет: