четверг, 5 ноября 2015 г.

Мой дядюшка


Продюсер, автор сценария, в главных ролях - Жак Тати.
Страна Франция, 1958 год

Премия "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".



Главный герой, господин Юло, как бы не от мира сего. Вообще-то он славный малый, но кажется, что он идёт не в ногу со временем. Да он принимает окружающий его мир, но смотрит на него немного с удивлением, что ли. Что-то в этом мире ему кажется странным и неестественным.  Мощный экономический рост в 50-х годах прошлого века на западе, прорыв в технологиях послужили причиной возникновения так называемого "общества потребления". Суть "общества потребления" собственно, в постоянном потреблении. Зайди в любой гипермаркет - всё это тебе необходимо купить! Только на потреблении держится рост экономики, прибыль, а стало быть и смысл нашей жизни. Если ты вдруг перестанешь покупать, то мир рухнет в тот же час.  

Жак Тати показывает нам жизнь в эпоху глобального техницизма равно как и духовного опустошения. Это жизнь самого простого обывателя, который наполняет духовную пустоту современными технологиями, различными вещами, растворяется в них и даже не замечает, как всё вокруг превращается в гигантский механизм. Технологии сильно шагнули вперёд, но мы-то, хомосапиенсы, расти отказываемся. А зачем расти? Да, нужно шевелиться, работать, учиться, воровать, чтобы получить заветные айфон, автомобиль, яхту, дворец на лазурном берегу. Ты получаешь желанное и снова, сломя голову кидаешься за очередным миражом. Но странно, чёрт побери, когда такие желания превращаются в цель жизни. 



Во всех фильмах Тати похоже отсутствует сценарий. Конечно же он есть, но такое ощущение, что его нет. Такое ощущение, что мы подглядываем за жизнью господина Юло - долговязого, нескладного человека в помятом сером плаще, с его вечной трубкой. Живёт себе человек и живёт, встречается с разными людьми и без всякого намерения нас смешить вызывает тем не менее добродушный смех.  

Образ господина Юло часто использовали режиссёры и после Жака Тати. Это Семён Семёнович Горбунков из "Бриллиантовой руки", это детектив Коломбо и т.д. В кино всегда новое - это хорошо забытое старое. Фокусы, трюки, целые сцены кочуют из фильма в фильм с самого рождения кино. Жак Тати мастерски использует манеру немого кино. Конечно, герои между собой общаются, но в этом общении как бы и нет никакого смысла. Их общение лишь набор фраз-стереотипов. Да мы частенько так общаемся. Бывает говоришь, говоришь, а что хотел сказать и сам не знаешь. Говоришь, просто потому, что нравится это делать, или просто так надо в данной ситуации.  Господин Юло почти не говорит, но всегда всех вежливо слушает.




У Жака Тати (Яков Татищев) русские корни. Его дедушка Дмитрий Александрович Татищев - русский генерал. Уйдя в отставку, он переехал жить в Париж. Это было в 1867 году. В Париже он  занялся тем, чем всю жизнь хотел заниматься - живописью. В Париже в те времена жили и трудились многие русские художники. Среди них были И. Репин, В. Васнецов, В. Верещагин и пр. И все они собирались раз в неделю у Дмитрия Александровича, где пили, закусывали и вели беседы о живописи должно быть.


Господин Юло впервые появился в фильме "Каникулы господина Юло" в 1953 году. Этот образ Жак Тати использовал в кабаре, где ему приходилось в своё время выступать. Теперь господин Юло будет в главной роли во всех последующих фильмах Тати. За всю свою карьеру Жак Тати снял всего 7 полнометражных фильмов, что впрочем не мешает ему быть классиком мирового кино в жанре комедия.
  



Комментариев нет: