пятница, 12 февраля 2016 г.

Родина

"Быть, или не быть - вот в чём вопрос" - Гамлет (с)


Режиссёр Пётр Буслов
Россия 2015 год

В свете последних событий мне очень хочется поговорить о патриотизме, о духовности. В наш бездуховный век я даже думаю попросить у правительства какой-нибудь грант, чтобы развивать этот самый патриотизм, как это делает байкер Хирург, например. 

На самом деле, я думаю, что патриотизм нельзя насильно культивировать. Нет, правда, как можно заставить, уговорить  Родину любить? Есть мнение, что Родина - это там, где тебе хорошо живётся. И если тебе вообще всё нравится, то какой смысл тебе навязывать патриотизм? Ты и так патриот, не собираешься никуда переезжать, а думаешь только о том, как бы делать лучше свой край, свой город, свой дом. Ты делаешь, тебе никто не мешает, у тебя получается. И это элементарная практика патриотизма. Но с другой стороны трудно убедить любить Родину того, у кого отняли бизнес, разрушили дом, и вообще уничтожают всё вокруг. Как следствие - всюду неуверенность в завтрашнем дне, депрессия, злоба, ненависть. Ну какой тут может быть патриотизм?


Примерно такие мысли крутились у меня в голове, пока я смотрел фильм Петра Буслова Родина. Действие разворачивается в экзотической Индии, где так любят отдыхать люди со всего мира, включая и россиян. Нельзя сказать, что мне фильм понравился, тем не менее, я посмотрел его два раза  (чего не сделаешь ради науки) чтобы понять основной посыл. Нет, мне всё было ясно с первого раза, но мне показалось, что я чего-то не допонял, что в этом фильме есть какая-то патриотическая фишка, которую я не заметил. Фильм же называется Родина, в конце концов. Увы и ах, кино оказалось очень понятным и без скрытых смыслов. Русские туристы (руссо туристо) оказавшись в Индии быстро понимают, что настоящая жизнь именно здесь, а не на Родине, поэтому они стремятся здесь остаться. Кроме того, сразу бросается в глаза контраст: добрые, умиротворённые, мудрые индийцы против натурального быдла русских - наглых, злобных, крайне неприятных типов. И актёры подобраны со вкусом - такой типаж, вы их видели - они встречаются друг с другом, садятся на корточки и начинают решать вопросы, щёлкая семечки. Первый фильм Петра Буслова - знаменитый "Бумер" про бандитов из 90-х. Примерно такие персонажи плавно перекочевали и в фильм "Родина". Это такая русская фишка - мол, что вы нам показываете в своём сраном Голливуде каких-то негров-гопников, или мафиози, а наши гопники круче! При этом они все как один стараются играть с надрывом, с чувством, как Высоцкий Гамлета в монологе "Быть или не быть". На это нельзя смотреть без слёз.



Сегодня же все потуги российского кинематографа выглядят жалко. И это признают даже самые патриотичные патриоты. Нельзя быть сильной нацией только лишь потому, что мы можем кому-то там вломить ракетами. Есть много факторов, по которым можно сказать, что мы безнадёжно отстаём, и российское кино - всего лишь один из них. Всё дело в чудовищной деградации на всех фронтах. В Советском Союзе было много проблем, но советское кино было абсолютно уникальное, душевное, "ламповое". Какой там бездуховный Голливуд! Сегодня в России другие герои. Работа проведена серъёзная. Телевидение, скрепы, "культура" сформировали жующее, блюющее, пропитое тупое быдло, в мозг которого прочно засели "понятия". Когда это быдло видит что-то, не умещающееся  в рамки этих понятий, то оно звереет, стервенеет и прилагает максимум усилий, чтобы всё вокруг превратилось в привычный ему мирок. Если это удаётся, быдло гордо заявляет, что с ним считаются и оно этого заслуживает. Проявить уважение к чужим обычаям просто не приходит быдлу в голову. Я встречал в своей жизни много разного быдла и уяснил одно - быдло уважает более сильное быдло. Если ты не хочешь становиться быдлом, а рядом завелось быдло, то у тебя единственный выход, чтобы выжить - спасайся бегством. Избегай, дорогой анонимус, быдла!

Вид быдла даже на экране сразу вызывает у меня нехорошие ассоциации. Сталинские репрессии, лагеря, массовые расстрелы, Советский Союз и прочие подобные вещи. Я думаю, что абсолютно нормально и справедливо желание всякого нормального человека оттуда сбежать. Один из главных героев по имени Макар сжигает свой паспорт, называет русских, включая и себя говном и очень не хочет возвращаться на Родину, куда его индийские власти собираются депортировать. Ещё одна героиня так же не хочет видеть ни своего русского мужа, ни своей родной страны, в Индии ей всё в кайф, тепло, пальмы, а в Москве снег выпал. Короче всё очень грустно и вопросов, касающихся Родины у меня стало гораздо больше после просмотра фильма Петра Буслова, чем до него. Уверен, что в этом году должны появиться фильмы про мигрантов, заполонивших всю Европу. Они проделали долгий и опасный путь, только чтобы быть подальше от своей Родины. Значит ли это, что у них проблемы с патриотизмом, или дело в чём-то другом? 

Комментариев нет: